Главная » Статьи » Культура » Другое

ИСТОРИЯ Г. МАЛМЫЖ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ.
герб малмыжаОсновные даты.

1. 1580 г. в Малмыже построены крепостные стены.
2. 1780 г. Малмыж включён в состав Вятского наместничества.
3. 1802 г. построен Богоявленский собор.
4. 1819 г. открыта больница.
5. 1827 г. открыто мужское приходское училище.
6. 1838 г. открыто уездное училище, позднее преобразованное в высшее трёхклассное начальное училище.
7. 1861 г. начал работать телеграф.
8. 1875 г. открыта ремесленная школа.
9. 1878 г. открыта женская ( с 1905 г. - гимназия).
10. 1910 г. открыта мужская гимназия.
11. 1918 г. стала выходить газета «Известия»; открылась аптека, детский сад, национальный педагогический
техникум.
12. 1920 г. образован музей местного края.
13. 1921 г. открыт русский педагогический техникум.
14. 1931 г. вступил в действие ремонтно – механический завод.

Малмыж.

Основан во второй половине 16 – го века. Центр одноимённого района. Расположен в южной части области на р.Шошма (приток р.Вятка). Через город проходит автомагистраль Киров – Вятские Поляны, расстояние по ней до г.Кирова около 300 км, до ближайшей железнодорожной станции В. Поляны – 57 км.

Население – 10.5 тыс. человек (1993 г.)

Перефразируя известно выражении о Вятской земле историка Н.И.Костомарова, можно с уверенностью сказать, что нет ни чего вятской истории темнее Малмыж и округи его. Причина этого кроется в том что до конца 18 –го века город (как и Яранск, Уржум) административно подчинялся Казани. Вот и получилось, что с развитием краеведческих исследований в стране и в Вятском крае - Малмыж оказался на периферии интересов исследователей казанских и вятских, занимавшихся историей собственно своих регионов. Между тем Малмыж чрезвычайно интересен во всех отношениях, что обусловлено его географическим положением, пёстрым национальным составом населения, весьма своеобразным прошлым.
Известный на Руси как «город не город, деревня не деревня», шутливо прозванный собственными жителями Отдохновенском «как полагают, в переводе с марийского имя города означает «место отдохновения (сна)», попавший в озорную поговорку о трёх всемирно известных городах (Париж и Мамадыш), Малмыж долгое время являлся олицетворением дремучей провинции. Даже в конце 19 –го века он был, по выражению побывавшего здесь инженера путей сообщения и известного писателя Н.Г.Гарина-Михайловского, «как и все богоспасаемые русские города», похожие друг на друга «по застою, тишине, апатии и отсутствию страстей и злоб дня».

Типичный глубинный город с единственным трёхэтажным зданием. Чем он может быть интересен? Но именно в Малмыж отправлял письма Лев Толстой. Именно Малмыж попал в одну из эпитафий баснописца А.Измайлова, оказался в воспоминаниях видного государственного деятеля минувшего века Ф.Вигеля, отразился в письмах польского демократа Генриха Каменьского. Именно сюда, не учтя географии, привёл пугачёвцев в «Чёрном годе» Г.Данилевский, а много позднее «мещанин города Малмыжа» оказался в ряду героев пастернаковского «Доктора Живаго»…
Дата рождения города в паспорте Малмыжа чётко не проставлена. Не случайно областные власти, на метив в 1984 году ряд мероприятий по празднованию 400 – летия Яранска, Уржума и Санчурска, про Малмыж и не вспомнили. Но малмыжане не растерялись – от праздновали у себя юбилей своими силами. И, кажется, не плохо, хотя на таком же основании городу можно было отсчитать и отрезок 500 –летней длинны. Ибо, возникнув в далёкие времена как резиденция подвластных Казани марийских князей, Малмыж встретил русских покорителей края в качестве укреплённого пункта. Не хотели свободолюбивые марийцы подчинятся власти московского государя, вот и послал он в 1553 году на Вятку Данила Адашева, «брата» своего, попавшего потом в немилость любимца. Велено ему было, гласить летопись, «с вятчины и с детьми боярскими… стояти по Каме и по Вятке».

Один из отрядов Адашева после не продолжительной битвы, во время которой погиб предводитель марийцев князь Болтуш, завладел Малмыжем. На всякий случай, как пишет в неопубликованной статье «Останки древностей в г.Малмыже» уроженец подгорной Пахатно – Ильинской слободы известный учёный С.К.Кузнецов, «покорённые были наделены в изобилии лесом, лугами и пашнями, а для предупреждения возмущений были поселены в городе 40 стрельцов». Эти стрельцы и явились первыми русскими в беспокойном крае, куда к тому же после падения Казани устремились переселенцы с исконных татарских земель.

Около трёх десятилетий боролся небольшой стрелецкий отряд, собиравший вокруг себя, по словам местного историка С.В.Шубина, «беглых, не желающих платить подати по писцовым книгам, преступников… и всяких тунеядцев», с иноплеменниками, не гнушась, кстати, не какими методами.
Частые стычки с татарами и марийцами, во время которых погибло не мало русских, явилось причиной построения в 1580 году в Малмыже крепостных стен и усиление его гарнизона ещё двадцатью стрельцами, присланными из Нижнего Новгорода. Несколько укреплённых мест и наблюдательных башен появилось и в окрестностях Малмыжа, в результате чего татар удалось усмирить, однако с Москвой затеяли настоящую войну марийцы. Для борьбы с ними в 1584 году был построен ряд населённых стрелецкими гарнизонами крепостей (наиболее крупные из них – Уржум, Яранск, Царевосанчурск). В том же году в Малмыж из Нижнего Новгорода прибыло ещё двадцать стрельцов. В качестве пригорода Малмыж вошёл в состав Казанского уезда, а после возведения крепостных стен население его стало увеличиваться за счёт выходцев из самых разных земель. Со временем появился городской посад, окружённый на всякий случай деревянной стеной. В этом «остроге» жили так называемые бобыли, обрабатывающие земли стрельцов за хлеб и сено, а в последствии составившие посадское сословие.
Стрелецкий отряд в Малмыже регулярно пополнялся и в 18 веке, но не увеличивался, тогда как посадских людей становилось всё больше. Они то и составили основное население города, превратившись в купцов и мещан. Кроме прибывавших в город по своей воле, в него попадала московская администрация по долгу службы, а так же не угодные правительству лица.

Разношёрстность Малмыжского населения способствовала бесконечным стычкам между населявшими город групп. Особенно непримиримыми были друг другу стрельцы и бобыли. Разные по нраву и обычаям, они честили друг друга «кыргызами» и «острожниками». Для подобных наименований и у тех, и у других были, впрочем, все основания, так как многие бобыли, как известно, появились в Малмыже, спасаясь от закона, а в стрелецкий гарнизон входили разного рода «черкесы» и «служили иноземцы». В 17 –ом веке появляются в Малмыже пришельцы из собственно вятской стороны и из Перми.
О национальном составе Малмыжа той поры судить трудно. Несомненно одно: населили город не только русские. Естественно присутствовали разные вероисповедания. Известно, что с Малмыже отдельно от православного кладбища существовало и другое, где на ряду с самоубийцами и опившимися погребали язычников, мусульман и евреев.
В 1780 году управлявшийся из Казани Малмыж в качестве уездного города вошёл в состав вновь образованного Вятского наместничества. Тогда же ему был пожалован герб с изображением ястреба, «коих в окрестностях сего города великое множество». В 1797 году Малмыж оказался «за штатом», а в 1817 –м вновь стал « по Высочайшему повелению» центром уезда.
В 18 –ом веке Малмыж представлял собой по сути дела большую деревню, жители которой занимались земледелием, огородничеством, собирательством и рыбной ловлей. Выгодное расположение города на Сибирском тракте способствовало появлению здесь купечества, но и к середине 19 –го века торговля в нём была весьма не значительной. Вот что сказано об этом в статье, опубликованной в 1841 году в «Вятских губернских ведомостях».
«Ярмарок не бывает, пристани нет, а потому большая часть малмыжского купечества не живёт в городе, а в разных селениях уезда. Главнейшие предметы торговли: суконные, бумажные и щелковые товары, а так же сахар и чай. Мещане торгуют разными мелочами… необходимыми для домашнего потребления… Торговля в городе бывает только по средам и субботам… Материалы для торговли купцы покупают большей частью на нижегородской ярмарке, а мещане получают из города Казани.
Фабрик и заводов в городе нет. Из ремесленников находятся: сапожника, портные и кузнецы. Говоря вообще, жители живут не богато. Причина этому – близость торговой Казани, снабжающей окрестный город всем необходимым».

А вот что говорится о занятиях малмыжан в документе, составленном в 1887 году:
«Около города два завода – пивоваренный и кожевенный. В городе разных питейных заведений 17 и 4 постоялых двора, лавок и магазинов – 38 и 9 амбаров – складов для скупаемого здесь хлеба, который нагружается в баржи весной у самого города. Сюда весной при разливе речки Шошмы с реки Вятки заходят пароходы, в летние же месяцы пароходы пристают в селе Гоньба. В 9 верстах от города. От села гоньба сообщение удобное по Сибирскому почтовому тракту…»
В 1903 году в городе торговцем Г.Хамидуллиным был основан лесопильный завод, оснащённый по последнему слову техники. В это время здесь уже были заводы: Кирпичный, пивоваренный, красильный, поташный, торговало около ста лавок. В 1904 году на восьми малмыжских фабриках и заводах работало 35 человек. Продукции ими производилось немного более чем на 21 тыс. рублей в год, и реализовывалась она, как правило, в приделах городской черты.
Экономическим связям города с другими регионами России очень помогло бы проведение через него железной дороги, блестящее изыскания которой провёл Н.Г.Гарин – Михайловский. Однако линии Казнь – Екатеринбург суждено было пролечь через уездное село Вятские Поляны – ныне крупный промышленный центр, продукция предприятий которого известна не только в стране, но и за её приделами.

После революционные годы несколько «опромышлили» Малмыж. В 1931 году, например положено начало довольно крупному ремонтно – механическому заводу. Появились и предприятия местной промышленности.
Как изменился на протяжении веков облик города на реке Шошма?
Сначала это типичная деревня. Затем – город – крепость с бревенчатыми стенами, внутри которого находился «Государев двор» с деревянной церковью, личные хозяйственные и жилые постройки. В 1785 году крепость полностью уничтожил огонь.
В 1802 году в городе был построен действующий ныне каменный Богоявленский собор. Архитектура прочих зданий была чрезвычайна проста.

А вот характеристика Малмыжа середины 19 - го века, данная в упоминавшейся статье С.В.Шубина.
«…Два глубоких рва с небольшими протекавшими в них источниками, делят город на три части. В первой главной части города, находится площадь с деревянными лавками, по середине которой пролегает Сибирский тракт. Во второй части, лежащей между рвами, находится каменная соборная церковь С башнею. В третей части за вторым рвом находится каменный винный завод, подвал и довольно обширный на каменном фундаменте деревянный казённый лазарет, построенный на самом возвышенном месте.
Для сообщения между частями города сделаны через рвы два деревянных моста…
Домов каменных в Малмыже нет, деревянных считается 157… Примечательных зданий в городе нет».
Описание 1887 года тоже не приводит каких то серьёзных изменений: «В городе три церкви: собор, кладбищенская и домовая в тюрьме…

Город имеет при 3,5 тыс. жителей обоего пола 3 каменных дома и более 300 деревянных…»
В 1905 году в городе уже 44 каменных здания, (33 из них магазинные лавки) и 432 деревянных. Треть улиц – мощёные. Есть водопровод, керосиновое освещение. Работают почтово – телеграфная контора, общественный банк. К 1910 году появляются общественный сад и богодельня.

Каких – либо примечательных по архитектуре сооружений не было построено в городе и в советское время. Ныне самое высокое малмыжское здание – трёхэтажное здание администрации и три жилых трёхэтажных дома. В последнее время появились: новый почтамт и Дом культуры.

Пожалуй, первым очагом культуры в русском Малмыже стала деревянная церковь. Синтез сосредоточенных в ней искусств был направлен на то чтобы побуждать в людях добрые чувства.
Вторая половина 18 - го столетия знаменательна тем, сто он попал на страницы популярной тогда литературы путешествий. Первым малмыжским историком по праву можно считать Н.П.Рычкова. Именно в его «Дневных записках путешествия… по разным провинциям Российского государства» находим описание города, рассказ о его прошлом.
Второй важной фигурой явился А.Н.Радищев, описавший впечатления своего невольного путешествия в Сибирь в дорожном дневнике. Правда Малмыж в «Записках путешествия в Сибирь» (1790 год) не отмечен, но непосредственно прилегающая к нему местность запечатлена с зоркостью талантливого стороннего наблюдателя.

В 1850 году Малмыж посетил польский философ и историк Генрих Каменьский, возвращавшийся из вятской ссылки на родину, а в марте 1853 года другой вятский ссыльный М.Е.Салтыков – Щедрин. Интересно что позднее в Малмыже нашёлся экземпляр единственного на Вятке авторского издания «Губернских очерков» М.Е.Салтыкова – Щедрина.
Это косвенные данные культурного развития Малмыжа. А вот прямые. К 1819 году в городе появляется первая больница. В 1827 году открывается мужское приходское училище, а в 1838 – уездное училище министерства народного просвещения, преобразованное со временем в Александровское высшее трехклассное начальное училище. В 1878 году – время открытия женской гимназии (гимназия с 1905 года), причём мужская гимназия появилась значительно позже – с 1910 года. В 1875 году местным земством открыта ремесленная школа.

В 1861 году, несколько раньше, чем в Вятке, в Малмыже заработал телеграф, а ещё через четыре года потомственный почетный гражданин К.П.Пантуфьев двумя сотнями книг положил начало городской публичной библиотеке.
Большой клан малмыжских градоначальников и купцов Батуевых дал отечеству двух выдающихся людей – знаменитого земца А.П.Батуева и известного анатома Н.А.Батуева. В 1854 году в подгорной Пахотно – Ильинской слободе родился известный этнограф, археолог и историк С.К.кузнецов, автор многих, не утративших значение до сего дня трудов. Многие малмыжане учились в Казанском университете. В городе родились металловед Н.А.Минкевич, инженер водного транспорта А.Г.Лежнин, специалист по методике литературы П.М.Арбузов, энтомолог К.И.Попов.
Будучи местом политической ссылки, Малмыж приютил участника кубинской революции 1896 года Н.Г.Мелнтьева, академика С.А.Зернова, пролетарского писателя А.П.Бибикова, большевиков Н.М.Величкина, В.Г.Горохова, А.А.Горбачёва. Последний организовал в Малмыже в 1902 году первую в Вятской губернии первомайскую демонстрацию.

Будучи центром огромной территории, в которую входили части нынешних Удмуртской и Татарской АССР, Кильмезский и Вятскополянский районы Кировской области, уездный Малмыж был издавна местом притягательным для стремившихся к образованию и культуре представителей четырёх народов: русских, татар, удмуртов и марийцев.
В конце 19 –го века в Малмыж стал широко известен в стране благодаря «мултанскому делу», когда удмурты из села Старый Мултан были обвинены в человеческом жертвоприношении. Вся прогрессивная Россия встала на их защиту, и процесс был в конечном итоге выигран, во что не малую лепту внёс писатель В.Г.Короленко. Вскоре после этих событий в Малмыже и некоторых селениях уезда побывал будущий писатель – романист В.Ян, описавший свои впечатления в ряде интересных очерков.

Удмурты «Малмыжской области» попали даже в этнографический бестселлер - книгу англичанина Д.Фрезера «Золотая ветвь».
В конце 80 – х годов 19 –го столетия земством была открыта в Малмыже татарская школа с преподаванием на родном языке. Здесь существовала мусульманская библиотека. В 1901 году в Малмыже родился известный хирург С.М.Курбангалиеев. Историю отом как правоверный мусульманин обращал язычников марийцев в православную веру, за что был наказан малмыжским муллой, находим в «Былом о думах» А.И.Герцена.

Малмыж – это один из центров провинциального книгопечатания. В конце 19 – го века собственную типографию здесь имел учитель Н.Н.Черемшанский. В 1896 году в ней были напечатаны высоко оцененные до этого Н.К.Михайловским «Монологи» писателя и земского деятеля А.Н.Баранова, работавшего тогда в Малмыже техником по планированию селений и переписывающегося с самим Львом Толстым. Книга написана в виде монологов пристрастившегося к спиртному интеллигента, прозябающего в провинциальной «дыре».
Особняком стоят две книги, изданные Н.Н.Черемшанским. Первая – «Ответы мусульманину не его возражения против христианства» - принадлежит перу уездного инспектора народны училищ Н.Н.Одигитриевского (1910). С большим интересом читающая публика встретила а 1913 году вторую книгу жившего «На покое» в Малмыже профессора С.К.Кузнецова «Древнерусская метрология», представляющая собой курс его лекций, читанный в Московском археологическом институте. По полиграфическому уровню издания Н.Н.Черемшанского ничуть не уступали продукции столичных типографий.
Существовала в Малмыже и ещё одна типография – местного товарищества. В издательской деятельности она была менее активна, специализируясь почти исключительно на выпусках материалов земства. Самым примечательным её изданием является написанная уездным агрономом А.Н.Машковцевым брошюра «Поездка крестьян Малмыжского уезда в Моравию» (1915 г.).

В начале 20 –го века Малмыж, по словам одного из старейших вятских писателей М.М.Решетникова, представлял собой «типичный уездный городок дореволюционной России …, но утопал в садах и патриархальной тишине. Ни каких культурно – просветительских учреждений, кроме мужской гимназии, женской гимназии и городского училища, да ещё маленького кинотеатра «Жизнь – игра», в городе не было. Не притязательный эстетический вкус основного населения городка вполне удовлетворял соловьиные песни, доносившиеся из ближних рощь, да ещё … лягушачьи концерты».
Тихую жизнь провинциального городка взбудоражила Октябрьская революция.
В начале 1918 года в Малмыже стали издаваться «Известия» уездного исполкома совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. Был открыт Народный дом, ставший центром местной культуры более чем на десятилетия.

В 1918 году в Малмыже появились первые за всю жизнь уезда аптека и детский сад. В последующие два года была проведена реорганизация учебных заведений: в городе открылись шесть школ первой ступени и три – второй. Местные советские работники посещали так называемый рабочий факультет. В городе функционировали педагогические курсы, на основе которых в 1921 году был создан русский педагогический техникум. Профессиональная женская школа давала ученицам навыки кройки и шитья, существовала и школа садоводства.
Сентябрь 1918 года – время открытия в Малмыже национального педагогического техникума, подготовившего за десятилетие своего существования свыше ста преподавателей для татарских, удмуртских, марийских школ. В городе собирались съезды нацменьшинств, выходила газета и журнал на татарском, бюллетень на марийском языках.
Малмыж 20 – х годов запечатлел на своих картинах оказавшийся здесь волей судеб чехословацкий художник Зацепа. Более 30 лет поживал здесь художник А.В.Фищев, автор интересных воспоминаний о своей жизни, вышедших в 1985 году отдельной книгой в Волго – Вятском издательстве.
Характеризуются эти годы появлением в Малмыже первой государственной телефонной станции и звукового кино, школы «Леспромуч» (готовила лоцманов, сплавщиков, работников лесного хозяйства), движением «Долой неграмотность!».

В 1935 году образован районный архив, сосредоточивший со временем в своих фондах свыше 36 тыс. дел – живых свидетелей истории Малмыжского, Кильмезского и Вятскополянского районов.
Частыми были смотры народных талантов, успешно работала городская библиотека и краеведческий музей.
В ноябре 1941 года в Малмыж был эвакуирован Московский областной педагогический институт вместе с такими учёными, как языковед С.И.Бернштейн, историк А.З.Манфред, географ И.П.Никшич, математик М.А.Знаменский, психолог И.И.Арямов. Во главе института в 1941 – 1943 годах стоял доцент Н.И.Молодых. Не мало выпускников малмыжских школ той поры стали студентами вуза, окончив его уже в послевоенные годы, поскольку институт осенью 1943 года вернулся в столицу.
Студенты и преподаватели МОПИ, живя одной жизнью с малмыжанами, выступали перед населением города и района с докладами лекциями, ставили на сцене Дома культуры пользовавшиеся большим успехом спектакли.
Весной в 1942 году в Малмыже в семье декана исторического факультета МОПИ А.Г.Калягина родился сын Александр Калягин – ныне известный актёр театра и кино.
Послевоенное развитие культуры Малмыжа связано с вводом в эксплуатацию кинотеатра «Колос», появлением новых клубов и библиотек, музыкальной школы.

С 1982 года Малмыжский районный краеведческий музей стал филиалом Кировского государственного объединенного историко – архитектурного и литературного музея. Вместе с работниками центральной районной библиотеки сотрудники музея организовали для школьников клуб «Краевед». Музей часто представлял свои залы под выставки, благодаря чему малмыжане в последние годы имели возможность познакомится с дымковской игрушкой, книжными раритетами, картинами Кукрыниксов, Н.Н.Жукова, А.В.Фищева. Сейчас музей обживает выделенное ему просторное здание, и есть надежда, что мечта первых краеведов создать все условия для изучения малой родины получит, наконец, своё воплощение.
Для социально - культурного развития города на Шошме разработана специальная программа, включенная в депутатский наказ. Проводится реконструкция исторического центра города. С января 1990 года в Малмыже для татарского населения трёх южных районов области стала издаваться газета «Дуслык» (с татарского – Друг), пришедшая на смену той, что дублировала районную «Сельскую правду».
В Малмыже ежегодно проводятся татарский праздник урожая - Сабантуй, налажены прочные культурные отношения с соседними Татарстаном и Марий Эл.
Таков ныне город Малмыж с марийским названием и русско- татарским населением.
Категория: Другое | Добавил: disco (08.04.2012)
Просмотров: 11339 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Погода
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0